А нужна ли лицензия?

К вопросу о разрешительных документах на работы по дезинфекции, дезинсекции, дератизации

 

В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности" дезинфекционная деятельность исключена из лицензируемых видов деятельности и не подлежит санитарно-эпидемиологической экспертизе с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения.

Дезинфекционная деятельность не входит в перечень лицензируемых видов деятельности (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 21 ноября 2011 г. N 957 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ").

 

 Согласно вышеупомянутому постановлению, лицензированию подлежит "Медицинская деятельность", в ее рамках "Дезинфектология" (Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. No291 «О лицензировании медицинской деятельности»; Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 марта 2013 г. No 121 н)

Необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует, если дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию проводят вне рамок оказания медицинской помощи и оказания медицинских услуг, о чем свидетельствует Информационное письмо Минздрава РФ от 9 июня 2016 г. № 14-5/993 по вопросу регулирования рынков оказания услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации (Материал опубликован 09 июня 2016 в 15:18.

Обновлён 10 июня 2016 в 15:22):

"Департамент санитарно-эпидемиологического благополучия, организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации в соответствии с предупреждением Федеральной антимонопольной службы от 21 апреля 2016 г. No ИА/26471/16, а также в связи с многочисленными обращениями по вопросу лицензирования услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации сообщает следующее.

В соответствии с классификацией нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования (Руководство Р 1.1.002-96), утвержденной Председателем Госкомсанэпиднадзора России, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 14 мая 1996 г., дезинфекция, дезинсекция, дератизация отнесена к группе «Дезинфектология».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. No291 «О лицензировании медицинской деятельности» определен порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями.

Указанное выше постановление Правительства Российской Федерации содержит перечень работ (услуг) по медицинской деятельности, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно­-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

 

Данный перечень работ (услуг) по медицинской деятельности включает в себя работы (услуги) по дезинфектологии.

Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования установлены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 марта 2013 г. No 121 н.

Таким образом, в рамках действующего законодательства Российской Федерации работы (услуги) по дезинфектологии в случае их организации и выполнения при оказании вышеуказанных видов медицинской помощи отнесены к медицинской деятельности и подлежат лицензированию.

 

При осуществлении дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, которые не предусматривают проведение мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не является медицинской услугой, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует. (https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/3/informatsionnoe-pismo-ot-9-iyunya-2016-g-14-5-993-po-voprosu-regulirovaniya-rynkov-okazaniya-uslug-po-dezinfektsii-dezinsektsii-i-deratizatsii).

Санитарно-эпидемиологическое заключение не требуется, выдается ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в случаях, предусмотренных статьями 18, 20, 26-28, 40 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями на 28 ноября 2015 года).

Согласно Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ Дезинфекционная деятельность не включена в перечень лицензируемых работ.

Согласно письма Федерального Роспотребнадзора №01/4906-15-27 от 06.05.2015 года «О разъяснениях» выдача санитарно-эпидемиологического заключения в целях получения лицензии на медицинскую деятельность возможно исключительно для организаций, осуществляющих деятельность по работе (услуге) «дезинфектология» в рамках оказания медицинской помощи.

Решением Верховного Суда РФ от 9 сентября 2015 г. N АКПИ15-728 пункт 3 Положения признан не противоречащим действующему законодательству в части ограничения рамками медицинской помощи подлежащих лицензированию в составе медицинской деятельности санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

 

Комментарии Рыльникова В.А.:

1) На основании вышеизложенного сообщаю, что наличие медицинской лицензии по дезинфектологии на проведение работ по дератизации и дезинсекции, в том числе, на акарицидную обработку, равно как и наличие аккредитации на проведение обследования территории до и после обработки, наличие санитарно-эпидемиологического заключения не требуется.

Услуги по борьбе с вредителями не относятся к медицинским и медицинской помощью не являются. Таким образом, на проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации разрешительные документы НЕ ТРЕБУЮТСЯ.

 

Комментарии Рыльникова В.А.:

2) "Дезинфектология - медицинская специальность", значит направлена на оказание медицинской помощи человеку. Остается определить рамки оказания такой помощи, например, обработка людей при чесотке и педикулезе, камерная дезинфекция одежды, постельного белья и предметов обихода людей, зараженных патогенной микрофлорой и вышеупомянутыми паразитами, а также дезинфекция хирургических инструментов, в том числе в стоматологии, инструментария в парикмахерских, косметологических лабораториях и т.п.. Если все эти и другие подобные виды медицинской помощи оказывают в процессе собственной деятельности - это есть составная часть производственного цикла, например, по лечению зубов, дезинфекцию проводят в соответствии с нормативно-правовыми документами, в рамках уже установленной медицинской лицензии, соответственно по стоматологии. Лицензия по дезинфектологии потребуется лишь в том случае, если перечисленные услуги оказаны сторонней организации на возмездной основе.

Согласно СП 3.4.2318-08. Санитарная охрана территории Российской Федерации Санитарно-эпидемиологические правила (с изменениями от 25 апреля 2008 г),

требования к проведению дератизации, дезинсекции и дезинфекции (пп.4.2, 5.7 -5.12), хотя и входит в понятие санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, не является медицинской помощью, а следовательно не подлежит лицензированию в рамках медицинской деятельности, включая мероприятия по ДДД с целью предотвращения предупреждения заноса и распространения болезней. Если такой угрозы нет или таковая не установлена, ДДД проводят вне рамок санитарно-противоэпидемических мероприятий, на основе хозяйственных договоров по очистке зданий и территории путем борьбы с грызунами, членистоногими, микромицелием и прочей не патогенной микрофлорой. Из чего следует, что акрицидные обработки, как часть санитарной озраны территории, не подлежат лицензированию в рамках медицинской деятельности и дезинфектологии.

Вот пример.

http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/1bbc1f26-036c-4f1a-99e7-78ef8bf825d8/%D0%9050-13582-2015__20151124.pdf - на акарицидную обработку потребовали лицензию.

Попробуем разобраться.

В посте #1154 дан ответ.

Применительно к случаю, рассмотренному судом ( пост # 1160), можно трактовать следующим образом.

Предмет электронного аукциона на проведение

акарицидной обработки городских лесов от клещей в эпидемический период 2015 года - борьба с клещами. Результат обработки - снижение численности клещей. Критерий - эффективность на 3 сутки после обработки составляет не менее 95%, остаточное действие — не менее 30 дней, согласно Информационному письму "О неспецифической профилактике клещевого вирусного энцефалита, иксодовых клещевых боррелиозов, Крымской геморрагической лихорадки и других инфекций, возбудителей которых передают иксодовые клещи (по состоянию на 01.01.2015г.). В условиях оказания услуги (предмет контракта) не был установлен критерий эффективности в виде снижения заболеваемости людей возбудителями болезней, опасных для человека. Следовательно, услуга и деньги за нее не направлены на оказание непосредственной медицинской помощи и не могут быть отнесены к медицинской деятельности. Гибель клещей как результат акарицидной обработки лишь опосредовано способствует снижению заболеваемости людей.

Ключевой абзац судебного заключения:

"Согласно данной позиции деятельность по проведению дезинфекционных,

дератизационных работ, которые входят в группу мероприятий

–«дезинфектология», должна рассматриваться в смысле Федерального закона от 30.03.1999 No 52-ФЗ как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а в понятиях Федерального закона No323

- ФЗ как деятельность в области охраны здоровья граждан, профилактика инфекционных заболеваний. Таким образом, выполнение работ (оказание услуг) по дезинфектологии может рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в понятиях Федерального закона No 323-ФЗ."

противоречит предмету контракта. Следовательно, требование МКУ "Пермское городское лесничество" о предоставлении медицинской лицензии по дезинфектологии, наряду с прочими документами, не имело оснований.

"Ученые" наплодили никчемных терминов и определений, запутали понятия о целях и задачах оказания медицинской помощи. И все это для того, чтобы сохранить монопольное положение медицинских работников на рынке услуг по борьбе с вредителями. Удивительно, что всего этого " в упор" не видят специалисты УФАС, а в судах сидят малограмотные "юристы". Извините, коллеги, за жесткие характеристики. Буду рад, если меня поправят!

3) Замечания к новому проекту санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организации дезинфекционной деятельности». СП 3.5. ...-16, направлены в Минэкономразвития РФ и Роспотребнадзор РФ в письменном виде. Текст замечаний размещен здесь:

http://www.ipm.moscow/документы/обсуждения-и-мнения/

4) Обратимся к:

"Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила. СП 3.1/3.2. 3146-13 (Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70642564/#friends)

Читаем:

"2.5. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные, региональные, муниципальные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также в региональные, муниципальные комплексные планы по профилактике инфекционных и паразитарных болезней.

2.6. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью."

Для подтверждения аргументов дискуссии обратимся к:

"Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила. СП 3.1/3.2. 3146-13 (Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70642564/#friends)

Читаем:

"2.5. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные, региональные, муниципальные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также в региональные, муниципальные комплексные планы по профилактике инфекционных и паразитарных болезней.

2.6. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью."

Значит, все-таки, речь идет о специальных профилактических мероприятиях. Медицинская лицензия нужна для ликвидации эпидемических очагов, однако, тем, кто организует СПМ, разрабатывает программы по их ликвидации, несет ответственность за снижение заболеваемости людей. По моему глубокому убеждению, компании и частные предприниматели, , осуществляющие чистку, мойку, уборку, в том числе, дезинсекцию и дератизацию вне установленных эпидемических очагов, а также в таких очагах по найму, медицинскую лицензию иметь НЕ ДОЛЖНЫ! Характерно, что с граждан, осуществляющих уборку, в том числе, дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию средствами, разрешенными для применения в быту, никто не спрашивает, на каком основании они проводят СПМ. Они это делать обязаны! Организации тоже обязаны (п.2.6), но тогда причем здесь требование наличия лицензии? Ведь лицензия - право, ограничивающее обязанности!

 

К вопросу о лицензировании и аккредитации по энтомологии

Комментарий В.А.Рыльников:

Медицинская деятельность лицензируется не только по дезинфектологии, но и по энтомологии. Вы уверены, что ФБУЗ имеет не лицензию, а именно аккредитацию?

Если да, то возможно верны следующие доводы.

Аккредитацию выдают на:

1) техническую компетентность;

2) независимость;

Выдержки из Eurpean co-operation for Accredatation:

"АККРЕДИТАЦИЯ - аттестация официально признанным органом производственных мощностей, возможностей, объективности,

компетенции и целостности агентства (посредника), группы или отдельного лица, занимающихся обслуживанием или производственной деятельностью в связи с представлением конкретной услуги или выполнением конкретной работы (ЕОК 6-89).

Оценка аккредитуемого требует, с одной стороны – высокой компетентности экспертов, с другой стороны - их независимости от аккредитуемого, и, к тому же – системы аккредитации.

Далее.

Производители работ и услуг, желая вызвать доверие потребителей результатов этих работ и услуг доверяются СИСТЕМЕ ККРЕДИТАЦИИ.

ВСЕОБЩЕЕ доверие этой Системе переходит в доверие к аккредитованным производителям.

Аккредитация вызывает доверие на рынке работ и

услуг."

Далее, читайте: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ АККРЕДИТАЦИИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ АККРЕДИТАЦИИ Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года, статья 14, п.2. Экспертные организации не вправе совмещать оказание услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, в определенной области аккредитации с проведением соответствующих этой области аккредитации работ по оценке соответствия и обеспечению единства измерений.

Если я правильно понял, то ФБУЗ не может одновременно осуществлять экспертную и исполнительскую функции.

 

К вопросу о лицензировании борьбы с вредителями в сельском хозяйстве

Комментарий В.А.Рыльникова

Россельхознадзор РФ не лицензирует подобную деятельность.

Вы можете заключить договор и проводить указанные работы при условии выполнения требований законодательства:

1) Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (с изменениями и дополнениями)

2)Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 (ред. от 08.12.2015) "О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе" (вместе с "Положением о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза", "Положением о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)", "Едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)");

3) ветеринарно-санитарные правила:

http://www.dvpn.gov.by/normativnye-dokumenty/zaregistrirovannye-veterinarno-sanitarnye-pravila/

Об отсутствии в необходимости лицензии и санэпидзаключения:

 

Информационное письмо Минздрава России от 09.06.2016 №14-5/993

Разъяснительное письмо Роспотребнадзора от 06.05.2015 № 01/4906-15-27

Нормативные документы в деятельности по борьбе с вредителями

Федеральный Закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Федеральный закон РФ от 24.06.1997 №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (ред. от 19.07.2011)

Федеральный закон  от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды") 

Федеральный закон от 24 апреля 1995 года "О животном мире * (с изменениями на 21 ноября 2011 года). "Статья 27. Регулирование численности объектов животного мира

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 206-ФЗ "О карантине растений"

 

СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней"

СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденный Постановлением Главного Государственного Санитарного Врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №3

Методические рекомендации МР 3.1/2.1.0170/1-20 "Рекомендации по проведению дезинфекционных мероприятий на открытых пространствах населенных пунктов и в многоквартирных жилых домах в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"

Межгосударственный стандарт «Применение пестицидов для защиты растений. Требования безопасности». ГОСТ 12.3.041-86

ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования.

«Руководство по медицинской дезинсекции». Р 3.5.2.2487-09, Москва, 2009г.

МУ Борьба с грызунами в населенных пунктах, на железнодорожном, водном, воздушном транспорте МУ 3.5.3.2949-11

Отлов, учет и прогноз численности мелких млекопитающих и птиц в природных очагах инфекционных болезней Методические рекомендации МР3.1. 0211-20

Методические рекомендации МР 3.5.2.0110-16 "Организация и проведение мероприятий по энтомологическому мониторингу и регуляции численности кровососущих комаров Aedes aegypty и Aedes albopictus"

Методические указания Методы определения эффективности инсектицидов, акарицидов, регуляторов развития и репеллентов, используемых в медицинской дезинсекции. МУ 3.5.2.1759−03

Методы лабораторных исследований и испытаний дезинфекционных средств для оценки их эффективности и безопасности. Руководство 4.2.2643-10. – М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора РФ, 2010.

Малярийные комары и борьба с ними на территории Российской Федерации. МУ 3.2.974-00 М, 2000

Методические рекомендации по организации борьбы с крысиным клещом Минздрав РФ 11.04.2001 N 11-3/130-09

«Энтомологические методы сбора и определения насекомых и клещей – вредителей продовольственных запасов и непродовольственного сырья». Методические указания МУК 4.2.1479-03, Минздрав России, Москва, 2003 г.

Методические указания «Химические методы предупреждения и борьбы с биологическими повреждениями экспонатов и оборудования музеев». М.:МХТИ им. Д.И. Менделеева, 1986г.

Контроль численности кровососущих комаров рода Culex, места выплода которых находятся в населённых пунктах. Методические указания. МУ 3.2.2568-09

Биологические вредители музейных художественных ценностей и борьба с ними. Методические рекомендации. ВНИИР, Москва, 1991 г.

Инструкция по борьбе с вредителями хлебных запасов Ч. 1 и 2, ВНПО «Зернопродукт», Москва, 1992 г.